Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Особенности гендерного воспитания дошкольников

Особенности гендерного воспитания дошкольников

Проблема гендерного воспитания дошкольников на сегодняшний день актуальна как никогда. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Сейчас уже не считается плохим сквернословие и вредные привычки у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными, грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой  деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе социализации личности и включающий в себя психологические,

Гендерная идентичность формируется у детей возрасте с 3 до 7 лет. Детям становится понятно, что гендер не меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Психологические портреты девочек и мальчиков

Девочки: в центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

Мальчики: сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью,  с потребностью к преобразующей деятельности. У  мальчиков пространство охватывает как горизонтальную, так и вертикальную перспективу.

Девочки: склонны к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, особенно младших сестер и братьев.

Мальчики: нет склонности опекать, обучать, наставлять младших в особенности девочек.

Девочки: игры девочек опираются на ближнее зрение, они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки - играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

Мальчики: игры чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все представленное им пространство.

Девочки: лучше чувствуют  и понимают назначение вещи. Сломанную игрушку просто отбрасывают в сторону как непригодную вещь. Используют игрушки по назначению, делая ошибки в ее применении по незнанию.

Мальчики: отчетлива, выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так и не использовав ее по назначению. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством.

Девочки: период включения в деятельность на занятиях у девочек короче. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.

Девочки: реже поднимают руки, хотя и знают не хуже мальчиков. Отвечая, девочки смотрят в лицо воспитателю, и ищет у него в глазах подтверждения  правильности ее ответа, и только после кивка взрослого продолжает более уверенно. Девочки задают вопросы для установления контакта со взрослыми, т.е. больше ориентированы на отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в речи девочек преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Мальчики: на занятиях «раскачиваются» долго, на педагога смотрят редко. В то время, как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а поэтому мальчики начинают задавать вопросы воспитателю, самое важное они пропустили и не поняли.

Мальчики: чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе. Отвечая, мальчик смотрит в сторону, на стол, перед собой. Мальчики чаще задают вопросы взрослым ради получения какой-либо информации. В речи мальчиков преобладают глаголы и междометия.

Девочки: проявляют больше точности в работе, однако, меньше целостности, общего взгляда на предмет. У девочек наблюдается большая внушаемость, меньшая решительность в действиях. При выполнении заданий девочки лучше выполняют здания типовые, шаблонные.

Мальчики: более склонны к обобщениям, но менее конкретны. Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, нестандартные способы решения, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но уровень качества исполнения, тщательность, аккуратность или точность нередко не соответствует требованиям педагога.

Если сравнивать девочек и мальчиков, то можно сделать вывод – что девочки  и мальчики – это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!

Так давай те же постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь - они будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.