Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Методические приёмы и принципы кондуктивной педагогики в работе по развитию двигательной активности детей с ОВЗ

Методические приемы и принципы кондуктивной педагогики в

работе по развитию двигательной активности детей с ОВЗ

 

Одним из современных и высокоэффективных направлений реабилитации детей с церебральным параличом является система кондуктивной педагогики, разработанная в 1945-1967 гг. венгерским врачом и педагогом Андрашем Петё.

Кондуктивная педагогика (КП) – немедицинская система реабилитации. Основное отличие от распространенных в настоящий момент практик помощи в комплексном подходе к проблеме реабилитации детей с ДЦП.

Педагог-кондуктор, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Кондуктор совместно с врачом оценивает двигательные возможности ребенка и сам определяет пути их коррекции. Его основная цель — преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путем воспитания, развития задержанных и коррекции нарушенных функций. Для этого ребенок, начиная с того момента, как он открывает утром глаза, должен постоянно осознавать и целенаправленно производить каждое движение, необходимое для того, чтобы встать с постели, умыться, совершить туалет, позавтракать, двигаться по комнате и т. д. Кондуктор предлагает ребенку с помощью своеобразного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходное положение. Ребенок в этот момент напевает мелодии, помогающие ему расслабиться. Затем, переходя к активному движению и по мере овладения этим движением, он проговаривает его, например: «Я стою», «Я иду», «Я пошел», «Я беру ложку» и т. д. Это активное осознание производимого движения, закрепляемое постоянно сильнейшим раздражителем — словом, чрезвычайно действенно для стимуляции двигательной активности и двигательных возможностей.

Уже само выполнение движений самообслуживания является методом развития и коррекции нарушенных двигательных функций. Так, в процессе вставания с постели осваиваются поднимание головы, повороты туловища, присаживание, вертикальная установка тела. Задача кондуктора — помочь ребенку выполнить эти двигательные комплексы путем словесных указаний, подражательных движений, коррекции пассивными движениями неправильных положений тела и конечностей ребенка и его движений. Кондуктор фиксирует внимание детей на наиболее удачных приемах самокоррекции, помогающих им овладеть тем или иным двигательным комплексом, при необходимости закрепляя его повторением. Стимуляция развития движений происходит при максимальном осознании ребенком необходимости каждого двигательного комплекса.

Чрезвычайно большое значение имеет постоянный положительный эмоциональный фон. Кондуктор помогает ребенку освоить движение, указывает ему на его достижения и на дальнейшие возможности развития осваиваемого двигательного комплекса, поощряет его за сделанное. Так, если ребенок начал стоять, кондуктор хвалит его за это, говорит ему, как хорошо, красиво он стоит, теперь он может гораздо больше увидеть, посмотреть и на то, что делается в комнате, и на то, что происходит за окном. Вот теперь ему нужно научиться передвигать ножки, и он будет ходить, бегать, играть. При выполнении того или иного задания кондуктор стремится вызвать максимальную эмоциональную реакцию ребенка, разговаривает с ним в спокойном тоне, поощряет его за минимальный достигнутый успех, побуждает к повторению, ставя в пример другим детям его результаты. Кондуктор никогда не делает замечаний конкретному ребенку, а обращается ко всей группе. Он старается не давать указаний или приказов по выполнению того или иного движения. Жесткие указания — «сделай так», «сделай вот так» в системе кондукции отсутствуют. Кондуктор стремится пробудить в ребенке активность, мотивацию, опираясь на ориентировочные познавательные двигательные реакции, развитие которых задержано, но не утрачено вовсе. Например, кондуктор предлагает детям, которые никак не могут сделать первые шаги с помощью костылей, посмотреть в окно, как красиво падает снег и достаточно ли его для того, чтобы кататься на санках. Включение положительной эмоциональной реакции побуждает желание начать передвигаться, как другие дети.

Важный момент стимуляции двигательной активности — участие всех детей независимо от их состояния, в актах самообслуживания (чистка обуви, мытье посуды, убирание со стола после еды, подметание комнаты и т. д.), причем особенно значимым оказывается осознание ребенком полезности его деятельности для всего коллектива.

Программа занятий состоит из комплексных блоков упражнений и педагогических занятий, проводимых в игровой форме. В основе комплекса - физиологические движения с предметами и спортивными орудиями: упражнения с мячом, на ступеньках, на гимнастической скамейке, с гимнастической палкой, ходьба и упражнения возле шведской стенки. При проведении занятий используется специально разработанная для этой методики мебель - лесенки, столы, боксы, изготовленные из деревянных скругленных лакированных планок. Во время занятий широко применяют ритм и песни в технике, которая называется "ритмическое намерение". С помощью ритма, песен и стишков задается фоновый ритм двигательной активности, который содействует обучению и мотивации ребенка.

Необходимо подчеркнуть, что все занятия проводятся в игровой форме. Они должны соответствовать уровню интеллектуальных и двигательных возможностей детей конкретной группы. Каждая игра идет в сопровождении песенки или стихотворения, которые вырабатывают у ребенка чувство ритма, правильное дыхание, а также усиливают мотивацию к движениям.

Так, ребенок с атонически-астатической формой ДЦП может выполнять любую роль в игре, но при этом педагог должен следить за правильной позой при ходьбе, неторопливым темпом выполнения действий (правильность кинематического рисунка шага, законченность и точность движений).

Ребенок с гиперкинетической формой также может участвовать в игре в любой роли, а педагог должен контролировать четкое и последовательное выполнение движений. Важно, чтобы ребенок не волновался, не спешил (так как при волнении гиперкинезы усиливаются), действовал в размеренном темпе.

Детям со спастической диплегией с гемипаретическими формами предпочтительно подбирать роли, где действия выполняются обязательно обеими руками (крутить руль, нажимать кнопки на пульте и т.п.). Дети с тяжелой двигательной патологией в виде двойной гемиплегии могут участвовать в играх, выполняя относительно пассивную роль.

В ситуациях, когда ребенок не включается в игру в силу тяжелой двигательной патологии или низкого интеллектуального развития, с ним проводятся индивидуальные занятия. В этих случаях используются различные игровые моменты, которые помогают формировать правильные двигательные стереотипы, например, одно из известных игровых упражнений на большом мяче: ребенок лежит на животе, обучающий держит его за ноги и, слегка покачивая вперед-назад, говорит: «Ты у нас сегодня птичка, помаши крылышками, посмотри, какое над тобой солнышко». Это упражнение помогает уменьшить спастичность мышц, влияние ранних тонических рефлексов, укрепить мышцы спины и шеи, сформировать установочный рефлекс на голову, укрепит мышцы плечевого пояса и увеличить объем движений в плечевых суставах.

Эффективным считается игровое упражнение для формирования правильного хвата и увеличения объема движений в плечевых суставах, которое проводится с гимнастической палкой (шестом). При выполнении упражнения ребенок сидит на полу («по-турецки» или вытянув вперед ноги) или на стульчике и держит обеими руками перед собой палку, вертикально стоящую на полу. Обучающий предлагает: «Давай покажем, как обезьянка лезет за бананом на пальму». Руки ребенка вначале внизу, затем он перехватывает ими по очереди палку, передвигаясь вверх. Если ребенок не может сам устойчиво сидеть, мама (кто-то из родителей) поддерживает его, придерживает палку и следит за правильностью хвата.

Важным показанием к использованию данной технологии является создание педагогом ситуации успеха для каждого ребенка, благоприятной атмосферы, тесного межличностного контакта в процессе социально-педагогической реабилитации. Без осознания ребенком своего успеха поддерживать его активность малопродуктивно. Педагог всегда должен помнить, что не бывает сиюминутных мгновенных успехов - работать необходимо долго и терпеливо, и обязательно нужно верить в пользу, которая будет принесена детям! С годами выработалась особая система отношений с детьми, нуждающимися в реабилитации, выработаны определенные требования к работе педагога:

- избегать ситуации, когда ребенок не в состоянии использовать предлагаемый материал, для этого необходимо учитывать его двигательные способности;

- использовать модификации упражнений в решении реабилитационных задач: изменение положения тела, усложнение или облегчение заданий, разделение сложных заданий на составные части, изменение темпа и интенсивности и др.;

- учитывать обратную связь в процессе работы с ребенком, чувствовать и умело использовать положительные реакции (эмоции), реагировать на отрицательные;

- результаты продвижения следует сравнивать только с личными достижениями конкретного ребенка на предыдущем этапе;

- постоянные, упорные занятия каждый день – ни одного перерыва!

- задачи, которые ставят перед ребенком, должны быть выполнимыми и выполнены.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что кондуктивная педагогика является одним из современных и высокоэффективных направлений реаблитации детей с отклонениями в развитии. Большим достижением считаем, что родители воспитанников становятся единомышленниками и, следуя рекомендациям, помогают сформировать и закрепить необходимые двигательные навыки у своих детей.