Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Влияние внутрисемейных отношений на развитие агрессивности у ребенка.

Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Помимо социально полезного опыта, родители порой передают и негативный, который является очень эмоциональным «руководством к действию». Не имея личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция – осуждать агрессию и говорить об этом ребенку, но обходиться без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, будто любое поведение детей прилично, не акцентируя свое отношение к агрессии. Однако когда ребенок совершал проступок, его строго наказывали. Строгость родителей, если она достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению негативных импульсов в их присутствии, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.

Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хоть и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия -средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Если наказание слишком расстраивает детей, или им больно, они могут забыть его причину, и это мешает усвоению правил приемлемого поведения.

И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают своими внутренними ценностями те нормы, которые им пытаются привить. Они будут повиноваться лишь до тех пор, пока за их поведением наблюдают.

 

 

 

 

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют, издеваются;

  • над ним зло шутят;

  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

  • родители заведомо лгут;

  • родители пьют и устраивают дебоши;

  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;

  • родители не умеют любить своих детей одинаково;

  • родители ребенку не доверяют;

  • родители настраивают детей друг против друга;

  • родители не общаются со своим ребенком;

  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;

  • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;

  • ребенок чувствует, что его не любят.

Типы негативного отношения родителей к ребенку.

Отношения родителей к своему ребенку мжно описать двумя парами важных признаков:

неприятие – расположение;

терпимость – сдерживание.

Степень выраженности этих признаков обуславливает характер воспитательного воздействия.

Выделяют три типа негативных отношений родителей к ребенку:

1. Тип А – отвержение (неприятие ребенка, демонстрация недоброжелательного отношения). Этот тип формирует у ребенка ощущение покинутости, незащищенности, неуверенности в себе. Ребенок не чувствует поддержки, «стены», за которую можно спрятаться.

2. Тип Б – гиперсоциализация (сверхтребовательное отношение: чрезмерная критика, придирчивость, наказание за малейшую провинность). Гиперсоциализация

вроде бы предоставляет ребенку образец для развития и направлена на формирование сильной волевой личности, но в итоге приводит к негативным

результатам: озлобленности, стремлению делать запретное «исподтишка» и т. д. Критика со стороны родителей обычно неконструктивна, она формирует у ребенка чувство неполноценности, тревожности и ожидания новых неудач.

Также родители, предъявляя завышенные требования к ребенку, не учитывают его особенности и возможности. Как итог – чрезмерная загруженность школьника занятиями, не соответствующими его возрасту и интересам. Это может привести к возникновению невроза, провоцирующего агрессивное поведение.

3. Тип В – гиперопека (эгоцентрическое воспитание: сверхзаботливое отношение, при котором ребенок лишен возможности самостоятельно действовать). Гиперопека также нарушает нормальное развитие личности. Она предоставляет ребенку возможность получения родительской ласки и любви, однако чрезмерная забота приводит к инфантилизму, несамостоятельности, неспособности принимать решения и противостоять стрессам, снижает личностные способности к саморегуляции.

Такие дети, считают психологи, чаще всего становятся жертвами агрессии. Они неспособны постоять за себя, как следствие, у них наблюдается косвенная агрессия, т. е. свои негативные эмоции они вымещают на других предметах (рвут книги, раскидывают игрушки, «наказывают» игрушки в игре и т. д.).

Укреплению агрессивных форм поведения у ребенка способствуют:

  • скандалы в семье;

  • применение физической силы во время семейных ссор (драки);

  • грубое, жестокое обращение с ребенком;

  • привлечение его к посещению (просмотру) жестоких спортивных состязаний: бокса, боев без правил и т. п.;

  • просмотр боевиков, сцен насилия как в художественных, так и в мультипликационных фильмах;

  • одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта, проблемы: “А ты тоже его ударь”, “И ты сломай”, “А ты что, отнять не можешь?!”