Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО

Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, среди которых требования к психолого-педагогическим условиям. Согласно данным требованиям каждое современное ДОУ должно создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО одним из таких условий является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Ставя перед собой задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, педагогическому коллективу ДОУ следует пересмотреть формы организации совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников с целью активизации педагогического потенциала семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и формирования ценностей здорового образа жизни.

В настоящее время гарантом эффективности взаимодействия ДОУ с родителями, по мнению специалистов, выступают следующие условия:

  • ориентация на общение с родителями как с единомышленниками в вопросах воспитания и образования детей;

  • искреннее, доброжелательное отношение педагога к детям и родителям;

  • заинтересованность педагога в решении проблем дошкольников;

  • системный характер работы.

В соответствии с этим основной целью взаимодействия педагогов с родителями является создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье и ДОУ, возрождение семейного воспитания.

Среди задач взаимодействия ДОУ с семьей выделяют:

  • создание единого образовательного пространства;

  • возрождение семейных традиций в совместной деятельности семьи и ДОУ;

  • формирование родительской ответственности;

  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям в осознании собственных семейных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем;

  • организация и проведение семейного досуга, совместного творчества.

Учитывая это, стратегия деятельности ДОУ должна предусматривать реализацию системы психолого-педагогических мероприятий:

1. Профилактика. Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

2. Просвещение. Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание.

3. Консультирование. Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения.

4. Диагностика. Изучение семей воспитанников (медико-социально-педагогическое анкетирование родителей) с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания.

В свете современных требований ФГОС ДО на первый план выходят активные формы взаимодействия с семьей:

интерактивное детско-родительское собрание

тематический тренинг

квест-игра

день семьи

семейный проекты

дискуссионный клуб

детско-родительский клуб

спортивные, интеллектуальные, творческие события для всей семьи

Характеристика детско-родительских отношений как содержательная сторона поддержки семьи:

  • характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь, со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений, по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

  • удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя.

Характеристика детско-родительских отношений как направления оказания поддержки семьи:

  • стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, хаотичный);

  • социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля (тотальный, систематический, ситуативный, попустительство); поощрения и наказания;

Чтобы родители проявляли больший интерес к воспитательной работе педагогов, они должны иметь возможность приобщиться к деятельности детского сада, видеть результаты творчества своих детей и доброе отношение сотрудников ДОУ.