Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей в коррекционно-развивающей работе

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей в коррекционно-воспитательной работе

Консультация для педагогов

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.

Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает, о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».

На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.

Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Помочь ребёнку максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно только в процессе интенсивной, систематической и последовательной коррекционно- образовательной работы.

Коррекционные мероприятия должны быть ориентированы на психическую защищенность ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении со сверстниками и педагогом, на развитие у обучающихся лучшего понимания себя и других людей, на формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.

Занятия с дошкольниками должны включать работу по изменению мотивационной стороны общения: повышение собственной активности, формирование адекватности эмоциональных реакций и оценок, как себя, так и других, изменение личностной позиции в процессе общения.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, чтобы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

 

Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников

Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а также к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.

Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:

• Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.

• Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.

• Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.

• Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.

• Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.

• Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.

• Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.

• Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.

 

 

Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста

 

Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил:

«Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.

Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн, который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.

Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.

Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.

Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.

 

Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок, и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.

Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?

Для детей подготовительной к школе группы характерно содержательное общение с воспитателем по инициативе ребенка. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог — ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о летнем отдыхе, о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т.п.

У детей пользуются популярностью настольно-печатные игры «Подбери по ассоциации», «Назови животных» и др. Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже в тех случаях, когда кто-то из них ошибается.

Возникают игры с мячом типа «Съедобное — не съедобное». Дети импровизируют, называя слова из разных тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т.п.). В игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными вокализациями, речевыми высказываниями.

Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа. (Н.К. Ледовских, 2004)

Некоторые дети, перемещаясь, могут прогуливаться по группе парами, тройками, ведут диалоги, развивая сюжет в воображаемом плане.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Разыгрываются импровизированные диалоги. Мотив театрализованной деятельности может включаться в традиционные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Часто дети разыгрывают бытовые темы («Дочки-матери, «Поликлиника», «Магазин» «Перекресток»» и др.). Они легко воспроизводят профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер взаимоотношений. Дети свободно ведут диалог друг с другом (ролевой и по поводу игры). (Д.Н. Дубина, 2006)

Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые — родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем. И это обсуждение происходит как полностью самостоятельная нерегламентированная деятельность. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций и ведения диалога. Формируется культура дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым. (Е.С. Рычагова, 2012)

Такая культура ведения содержательной беседы возникает не на пустом месте. Дети приобретают опыт совместного рассматривания иллюстраций в более раннем возрасте, когда содержание картинок задается целью отработки правильного звукопроизношения, усвоения лексических групп и другими дидактическими задачами, т.е. при самостоятельной работе с развивающими дидактическими материалами (по принципу автодидактизма).

Соревновательная тематика также находит отражение в самостоятельной деятельности детей. Между детьми возникают разговоры по поводу игры-соревнования. Идет обсуждение вопроса, кто выиграл и почему? Возникает спор между сверстниками, в котором, по мысли Л.С. Выготского, происходит становление продуктивного мышления детей. (С.И. Поздеева, 2013)

Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.

Предлагаю Вам несколько логопедических игр, которые, наряду со своими коррекционно-образовательными задачами, решают также и задачи развития социально-коммуникативных навыков. Таким образом, они могут использоваться педагогами в своей непосредственно-образовательной деятельности.

Игра: «Волшебная палочка»

Цели: развитие умения слушать друг друга, закрепление уменьшительно-ласкательных значений слов, расширение объема словаря.

Детям предлагается на некоторое время стать "волшебниками" и "превратить большие слова в маленькие". Дети передают по кругу "волшебную палочку", называют уменьшительно-ласкательное значение предложенных педагогом слов, внимательно выслушивая ответы друг друга. Другой вариант игры: дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

Игра: «Угадай словечко»

Цели: развитие внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения, закрепление понятий: слово-действие, слово-признак.

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч каждому ребенку и предлагает по словам-действиям или словам-признакам догадаться, о каком предмете говорится.

Игра: «Всезнайки»

Цели: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Дети встают в круг. Педагог дает им цветочек и просит передавать его друг другу до тех пор, пока они не услышат звуковой сигнал ведущего (педагога). Тот, у кого в руках останется цветок, должен назвать по три слова, относящихся к одной категории, например, три фрукта (овоща, домашнего животного, птицы, вида транспорта и т.д.).

Игра: «Посылка»

Цели: развитие умения описывать предмет, расширение объема словаря, развитие связной речи.

Педагог предлагает открыть "посылку", узнать, от кого она и в какую игру предлагает поиграть тот или иной персонаж. Каждый ребенок выбирает себе картинку и, не называя и не показывая ее, описывает изображенное на ней. Остальные дети должны догадаться, кто же это.

Игра: «Сыщики»

Цели: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, формирование фонематических представлений, расширение активного словаря, развитие умения работать в команде, договариваться друг с другом, быть внимательными.

Педагог просит детей разделиться на две команды. Первая команда ищет картинки, в названии которых есть звук [с], а вторая команда- картинки, в названии которых присутствует звук [ш]. Можно поставить любую другую задачу: собрать картинки, относящиеся к домашним/диким животным и т.д.

Таким образом, установление речевой коммуникации является одним из главных условий полноценного развития ребенка.

 

Коррекционно-развивающая и формирующая работа должна включать в себя коммуникативные упражнения и психотерапевтические тренинги, способствующие формированию коммуникативной компетентности у детей с речевой патологией. В зависимости от поставленной цели используются следующие типы коммуникативных упражнений:

• индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;

• парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;

• групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

На различных занятиях педагоги могут использовать следующие виды коммуникативных упражнений:

• упражнения для совершенствования невербальных способов общения;

• тренинг навыков конструктивного взаимодействия с собеседником;

• упражнения для совершенствования психологических, логических и этических умений.

Можно включать различные упражнения для совершенствования невербальных способов общения. Задачи упражнений: по особенностям выразительных движений и жестов научиться понимать определенные эмоциональные состояния окружающих, адекватно использовать невербальные способы общения для эффективного взаимодействия с людьми.

В процессе коррекционно-педагогической работы можно использовать следующие виды упражнений: «Я – не я!», «Вылепить скульптуру», «Наблюдатель», «Неожиданный гость», «Игра с облаком», «Безмолвный разговор», «Не озвученная беседа», «Говорящие руки».Данные игры позволяют подойти к осмыслению самых разнообразных связей и отношений в окружающем мире. Они развивают воображение, способность действовать в различных вымышленных и реальных жизненных ситуациях.

Поведение человека в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, бывают довольно разнообразным, имеет множество нюансов. На одни и те же вопросы человек отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи необходимо практиковаться в разговорном навыке в различных ситуациях общения, использовать в работе разнообразные упражнения «Тренинга навыков конструктивного взаимодействия с собеседником». Задачи упражнений: развивать коммуникативные способности; освоить формы и технику общения в различных жизненных ситуациях; контролировать и управлять своим состоянием и речью в процессе взаимодействия с собеседником.

Рекомендации по проведению упражнений «Тренинга»

• Упражнения выполняются с партнером. Вовлеките в игровое общение окружающих.

• Продумайте, как построить разговор. Выберите наиболее подходящую технику и приемы общения с учетом ситуации.

• Отрепетируйте ваши реплики и движения перед зеркалом или с помощью магнитофона.

• Начните с самого простого, а затем переходите к тому, что представляет для вас наибольшую трудность.

• Фиксируйте ваши собственные реакции на каждое упражнение, а также реакции, которые вам удалось вызвать у других людей.

• Продолжайте тренировки до тех пор, пока достигнете свободного, непринужденного поведения в каждой из предложенных ситуаций.

• Используйте любые жизненные ситуации для закрепления нового речевого навыка, речевой смелости, умения управлять своими эмоциями. Постепенно увеличивайте продолжительность высказываний, почувствуйте себя интересным собеседником.

Задачи упражнений для совершенствования психологических, логических и этических умений:

• осознать свою позицию в общении;

• выбирать соответствующий стиль поведения с собеседником;

• научиться держать определенную позицию в диалоге;

• овладеть способами выражения своих мыслей и эмоций в различных ситуациях.

Психотерапевтические тренинги, используемые на занятиях, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанию событий и ощущений. Они могут проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретённого в ходе занятия опыта. Цель тренингов: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения, выработка положительных черт характера.

Педагоги при отборе, компоновке и структурировании материалов на занятия может использовать техники арт-педагогики и артпсихологии.

Арт–педагогика – это синтез двух областей научного знания искусства и педагогики, обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса детей с недостатками развития. Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, обучении и развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и формировании у них основ культуры и художественно-творческой деятельности, в развитии в ребёнке определённых качеств, которые развиваются только в процессе творчества. Одна из задач арт-педагогики научить ребёнка реализовать в жизни свои творческие возможности, помочь сформировать установки на творческое преодоление жизненных трудностей, раскрыть свой творческий потенциал, сформировать коммуникативные умения и навыки, чтобы помочь ему найти своё место в социуме. Поэтому элементы методов арт–педагогики, используемые на занятиях, а именно: изотерапия, театротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, - помогают решать основную проблему детей с тяжелыми с нарушениями речи - социализация или социальная адаптация и реабилитация данной категории детей.

Так, метод сказкотерапия позволяет вести поиск смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.

Сказкотерапия – метод, который использует сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки:

• Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним.

• Функция модели. Сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов.

• Функция опосредования. Сказка вступает в качестве посредника между ребенком и взрослым.

• Функция хранения опыта. После окончания коррекционной работы сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.

• Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает ребёнку вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая дорогу в мир фантазии, образного мышления.

• Функция альтернативной концепции. Сказка звучит для ребёнка не в общепринятом, заранее заданном смысле, а предлагает ему альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

• Функция изменения позиции. Сказки неожиданно вызывают у ребенка или взрослого новое переживание, в его сознании происходит изменение позиции.

Возможности работы со сказкой:

• Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

• Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.

• Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо-плохо».

• Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить постановку сказки группой детей. Проигрывание тех или иных её эпизодов дает каждому участнику постановки возможность почувствовать некоторые эмоционально значимые для ребёнка ситуации и проиграть эмоции.

• Использование сказки как притчи-нравоучения, которые подсказывают ребенку с помощью метафоры вариант решения проблемы.

• Творческая работа по мотивам сказки:

А) Анализ. Цель– осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.

Б) Рассказывание сказки. Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения. Ребенку предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.

В) Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. Переписывание сказки позволяет освободиться ребенку от внутреннего напряжения.

Г) Сочинение сказки. При сочинении сказок возможно использование юмора. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги и беспокойства. У сказок должен быть счастливый, оптимистичный конец.

Сказочный сюжет может подсказать ребёнку необходимость принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотношения с другими на себя, что будет являться первым шагом на пути к позитивному изменению личности. Взять на себя ответственность означает отказаться от обид, критики и обвинений в адрес как других, так и самого себя.

Когда человек осознает причины своих проблем: непонимание цели, смысла и предназначения своей жизни, непонимание окружающего мира и несоблюдение его законов, наличие негативных мыслей, чувств и эмоций, он меняет мышление и осознает себя активным участником и творцом собственной жизни.

Педагоги могут использовать в своей работе приёмы сказкотерапии, такие как: проигрывание эпизодов сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, сочинение сказки, переписывание и дописывание сказок. Данные приёмы позволяют осуществить процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, снятие эмоционального напряжения, изменения жизненной позиции и поведения человека в процессе общения с другими людьми.

Изотерапия – универсальный психотерапевтический метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных факторов, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятия целенаправленными видами творчества.

Рисование помогает снимать напряжение у детей с тяжелыми нарушениями речи. Цель рисунка - помочь ребёнку в осознании самого себя, своего мира, расширения границ сознания. Рисунок – это материал для осознания тех чувств, которые возникли у ребёнка в процессе рисования. «Графическое отреагирование» особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего аффективного словаря.

На занятиях педагоги могут использовать такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов, условных фигурок, мандола, игра в кляксы, тематическое и свободное рисование.

Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Музыкотерапия - метод, способствующий развитию межличностного общения, повышающий эстетические потребности и социальную потребность больных детей, регулирующий их эмоциональное состояние. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. Музыкальное сопровождение способствует улучшению взаимоотношений в процессе логопедической коррекции (коммуникативное действие) и снятию нервно-психического напряжения. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, урегулировать неправильные и лишние движения, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у ребят внимание, память, внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения. На логопедических занятиях можно использовать следующие музыкальные программы:

• Лечебная музыка «Шум моря»;

• Лечебная музыка «Лечение нервной системы»;

• Лечебная музыка «Дыхание любви»;

• Музыкальные отрывки «Шелковый путь», «Китаро» и др.

Библиотерапия – метод, оказывающий лечебное воздействие на психику больного ребёнка при помощи чтения книг. Самовыражение через творческое сочинение и писание любым стилем на заданную или свободную тему (дневники, письма, рассказ, стих).

Куклотерапия – метод, позволяющий в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребёнка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор.

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при трудностях в развитии коммуникативной сферы, различных нарушениях поведения и т.д. Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем при помощи «пальчиковых» кукол разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. Необходимо в ходе игры добиться того, чтобы инсценирование рассказа захватило ребенка и он, сочувствуя герою, идентифицировался с ним.

«Оживляя» куклу, ребёнок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за её «жизнь», слова, поведение, учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к общению с другими людьми.

Куклотерапевтическая работа содействует включению всех сенсорных систем. Занятия с «пальчиковыми» куклами способствуют развитию мелкой моторики руки, творческому воображению и речи. Играть с куклой можно по-разному: «ходить» по столу, надевать как наперстки и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе и т.п.

Кукла становится продолжением руки, т.к. активизируются механизмы проекции и идентификации. Человек осознанно наделяет её особыми чертами, которые расцениваются как показатели его собственных свойств.

Кукла может иметь одно или сменные лица, что создает условия для моделирования различных эмоций, образов «плохих» и «хороших» героев. Психологическая «мудрость» такого приема состоит в том, что одна и та же кукла из отрицательного персонажа превращается в положительного, из трусишки – в храбреца и т.п. Интересными элементами во время игры являются: подбор имён для кукол. А измененный голос вызывает интерес к игре даже у самых застенчивых, и они с удовольствием включаются в общение.

Темы занятий могут выбираться произвольно или в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции.

Например:

• «Когда я был маленьким …»;

• «Когда я буду взрослым …»;

• «Моя кукла очень боялась …»;

• «Мне приснился сон …»;

• «Однажды в школе …»;

• «Жил-был мальчик, очень непоседливый, которому все время делали замечания».

На занятиях можно использовать разнообразные приемы, побуждающие ребёнка к вербальной и невербальной коммуникации в благоприятной атмосфере взаимного понимания и доверия.

Например:

• Придумать историю, которую кукла рассказала бы о себе.

• Можно попросить других ребят помочь рассказать историю.

• Придумывание сюжета и постановка импровизированного спектакля.

Театротерапия – способ, позволяющий раскрыть свои творческие способности и приобрести необходимые в жизни навыки мастерства, ораторского искусства и работы в коллективе. Задача упражнений, игр и этюдов по театропедагогики заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, овладевать навыками общения и коллективного творчества, развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания, активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес.

Артпсихология – метод, способствующий снятию эмоциональной отягощённости, изменению личностной позиции ученика, его переход с позиции пассивного объекта педагогического процесса на позицию активного субъекта

Сущность метода артпсихологии (автор Л.М. Крыжановская) – снятие эмоциональной отягощенности, изменение личностной позиции ученика, его переход с позиции пассивного объекта педагогического процесса на позицию активного субъекта. На логопедических занятиях из данного метода учителям-логопедам можно использовать цикл упражнений на развитие общения автора Л.М.Крыжановской, такие как: упражнения на воспитание «чувства партнера», «Диалоги», упражнения «Движение и характер человека», «Движение и состояние человека», «Позиции ног стоящего человека и его состояние», упражнение «Сосредоточение на своих мыслях». Постоянная работа в коллективе дает возможность развития навыков общения, умение чувствовать партнера. Для успешного прохождения процесса обучения и коррекции эффективно использовать ряд упражнений, связанных с внутренней мобилизацией, общим темпоритмом, развитием «чувства партнера».

Список литературы:

1. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. Изд.: МПСИ, 2009. – 432 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2010. – 368 с.

3. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.

4. Галигузова, В.Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста [Текст] / В.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова // Психологическое образование и наука. – 2010. № 3. – С. 89-96.

5. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.

6. Коблянская, Е.В.Психологические аспекты социальной компетентности. [Текст] /Е.В. Коблянская //Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005

7. Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н.К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-112

8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с.

9. Лыкова, И.А. Диалог с исскуством: смысловое значение на языке образов, знаков и символов культуры [Текст] / И.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С.90-105

10. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – Изд.: Академия, 2009, — 640 с.

11. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — С.76-83

12. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126

13. Судоплатова, Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Судоплатова, Д.Н. Дубинина // Детский сад: теория и практика. – 2013. — № 3. — С. 84-89

Интернет-ресурс

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir