Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Папа может, папа может, все что угодно...

Папа может, папа может, все что угодно...

 

Расскажу я вам про папу –

Не раззяву, не растяпу.

Этот папа – молодец,

Расторопный удалец.

Игра с ребенком – это не просто веселое проведение времени, это главное занятие детей. И играть с детьми просто необходимо, ведь жизненно важная потребность детей – это необходимость во взрослом человеке как в партнере по игре. А, как известно, потребности нужно удовлетворять. Ведь если ребенок скажет, что хочет есть, любой родитель, независимо от того, умеет он хорошо готовить или нет, накормит своего малыша. А потребность игры с взрослыми не менее важна для психологического здоровья малыша, чем еда.

Через игру ребенок осмысливает реальную жизнь. В игре он может быть кем угодно. Он моделирует ситуации, изучает все, что с ним произошло. С помощью игр ребенок снимает стресс, напряжение. В игре ребенок выражает все, что его угнетает, беспокоит. В некоторых играх малышу по сценарию нужен папа, а в некоторых - мама. И поэтому иногда родителям важно бросить свои дела и подыграть малышу.

Итак, что же прячется под всем известным детским «Папа, поиграем!»? Это желание удовлетворить главные потребности:

 потребность в доброжелательном внимании, которое чувствуют все дети. Ребенок даже может плохо себя вести, чтобы получить это внимание. И ждет он именно внимания, с объятиями, поцелуями, приятными словами, разными эмоциями, а не только присутствия взрослого человека. Очень важно, чтобы в момент общения внимание взрослого не рассеивалось (по привычке) на содержимое кастрюли, телевизор, телефон, а концентрировалась исключительно на ребенке.

 потребность в родителе как в партнере по игре. Хотим мы этого или нет, но ребенок видит в нас объект удовлетворения своих потребностей.

 потребность в совместной работе с взрослыми. Вместе посадить комнатные растения, сделать винегрет, развесить белье, помыть отцу машину. Да и какая разница, что – главное, вместе.

МАМА — самый близкий человек для малыша. Но ребенку не менее необходимы напористые, подвижные, энергичные «мужские» игры, игры С ПАПОЙ - с беготней, возней, визгом и хохотом. Это обогатит опыт ребенка, подарит ему совершенно новые ощущения и впечатления. Общение с папой и ощущение его мужской силы, дает массу положительных эмоций. Отец для ребенка источник не только физической, но главное, психологической силы. Мальчики сравнивают себя с папой, хотят быть на него похожими во всем. Для сына отец является примером для подражания. А для девочки папа – это первый мужчина, которому она хочет понравиться. С папой она хочет чувствовать себя самой красивой, умной, привлекательной, и в будущем образ идеального мужчины будет складываться из лучших качеств отца. Любой отец должен понимать, что он не только кормилец, но и человек, который открывает для ребенка мир, в котором тот будет жить.

Учитывая, что папам чаще достается вечернее время для игр, мама может помочь папе распределить силы так, чтобы и он, и ребенок получили удовольствие от процесса общения. Безусловно, многие дети предпочитают больше подвижные игры. Но вечером, перед сном, лучше предложить поиграть в настольную игру или почитать книжку, собрать вместе конструктор. Просмотр мультфильма, слушание музыки, рисование – это далеко не полный перечень вечерних занятий с ребенком. Если вы видите, что им тяжело сблизиться и найти общий язык, осторожно внедритесь и будьте в игре третьей. Ведь для Вас главное, чтобы и папа, и малыш чувствовали себя комфортно, чтобы папа научился играть с ребенком, проводить с ним время. Будьте для них связующим звеном. И к тому же ребенок ощутит сплоченность семьи.Когда малыш видит сотрудничество родителей, он чувствует себя более уверенным. И будучи уверенным в силе своей семьи, он начинает понимать, что близкие люди его во всем поддержат и помогут. И в будущем будет создавать такую же семью, дружную и любящую.

Не говорите мне, что… скажите, как поиграть……

Игра «Рельсы, рельсы»...рассказываем старый-престарый стишок и делаем соответствующие массажные движения на детской спинке:

Рельсы, рельсы, (Рисуем пальцами на спине продольные рельсы.)

Шпалы, шпалы. (Рисуем поперечные линии-шпалы.)

Ехал поезд запоздалый. (Пробегаем пальчиками по всей спине.)

Из последнего окошка

Вдруг посыпался горошек. (Стучим пальцами по спине, как будто сыплются горошинки.)

Пришли куры: поклевали, поклевали... («Клюем» пальчиками.)

Пришли гуси: пощипали, пощипали... (Щиплем спинку.)

Пришел слон: потоптал, потоптал, (Топчемся кулачками.)

Пришла слониха: потоптала, потоптала,(Топчемся, но не так сильно.)

Пришел слоненок: побегал, побегал. («Бегаем» по спинке пальчиками.)

Пришел дворник: все подмел, все подмел. (Гладим спинку.)

Поставил стул, стол, пишущую машинку («Ставим» стол и стул четырьмя пальцами.)

И начал печатать: («Печатаем».)

«Дорогая моя дочка!» Вжик-точка, вжик-точка. («вжик» проводим пальцами по бокам малыша.)

«Я купил тебе чулочки.» Вжик-точка, вжик-точка.

Заклеил письмо, поставил печать и отправил. (Ставим «печать».)

Письмо летел о-летел о, летело-летело... (Гладим спинку, показывая, как летело письмо.)

И прилетело! (Хлопаем легонько малыша по попе или щелкаем резинкой на штанишках.)

Как это работает: Для душевного и телесного здоровья человеку любого возраста необходим физический контакт с другими людьми. Если взрослого человека лишить возможности хоть как-то контактировать с внешним миром и получать из него всевозможные ощущения, это приведет к серьезным расстройствам его психики. Так что ношение малыша на ручках, объятия, поцелуи, массаж, нежные поглаживания, пощипывания и похлопывания, всевозможные пальчиковые игры и игры на коленках — это не просто забавы или способ выразить малышу свою любовь, это еще и необходимый для ребенка способ получения всевозможных тактильных ощущений. И чем младше кроха, тем больше таких прикосновений ему необходимо. Конечно, в течение дня мама прикасается к малышу многократно. Но ведь папа-то это делает совсем иначе! У папы пальцы другие, кожа на руках другая, да и сами прикосновения отличаются от маминых. Значит, общаясь с папой, кроха получает массу новых тактильных впечатлений, что помогает ему лучше развиваться. А какая самая лучшая тактильная игра? Конечно, веселый массаж! Папа может с удовольствием пощекотать и пощипать ребенка под веселый стишок. Это вызовет бурю положительных эмоций.

Игра «Куча-мала» Это веселая возня, которая может принимать вид «кучи-малы», шуточной борьбы, бокса и т.п. воспользуйтесь обычной забавой, в каждой детской компании называется по-разному: «кошка и мышки», «домики» и т.п. Папа в роли кошки «спит» на диване, а малыш бегает вокруг и дразнится. Но вот кошка проснулась, и маленький мышонок должен поскорее спрятаться в кресле-домике. Если кошка его не поймала, игра начинается сначала. Если поймала — вот тут, мышонок, берегись! Сейчас тебя будут «кушать», щипать и щекотать. Одно условие: подобные игры лучше не затевать перед сном. После них малышу нужно некоторое время, чтобы успокоиться. Лучше потом полежать спокойно вместе, поговорить о чем-нибудь приятном или почитать спокойную книжку.

Как это работает: Одним махом вы убиваете сразу нескольких зайцев. Проводит время с малышом, причем обоим невероятно весело! Это раз. Сближается с ребенком, делает взросло-родительские отношения более гармоничными, доверительными. Ведь любой телесный контакт психологически связывается именно с доверием. Это два. И для самого папы польза огромная: снимается нервное напряжение, физическая и психологическая усталость, восстанавливается душевное равновесие. Происходит то, что мы часто называем одним емким словом «разрядка».

Всем нам иногда весьма полезно освободиться от привычной роли родителя и ответственного работника, отдохнуть от интеллектуальной работы и всяких ограничений, которыми мы вынуждены связывать себя, и вернуться на время в детство, почувствовав связь с прошлым. Это три.

А что же малыш? С помощью подобных игр кроха учится управлять своим телом, пытается осознать свои двигательные возможности, знакомится с новыми и разнообразными тактильными ощущениями.Что будет, если поползать по гладкому полу? А если поваляться на пушистом ковре? И ползание на четвереньках в траве, и закапывание в песок на горячем пляже — все это новый тактильный опыт. Кроме этого, малыш учится определять границы своего тела, осваивается с пространством, разбирается, где верх и низ, где правая сторона, а где левая. В свою очередь, умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи.

Вот и выходит: игры простые, а значение имеют огромное! Такие игры обычно возникают спонтанно и не имеют никакого сюжета: просто беготня друг за другом и «ловишки», возня на полу или на кровати, щекотание или шуточная борьба, визг и хохот.

Игра «Мы играли в паповоз» У А. Усачева есть замечательное стихотворение «Паповоз»:

Мы играли в паповоз,

В самый быстрый паповоз,

В самый лучший паповоз:

Ехал я, а папа вез.

Долго он не соглашался,

Не хотел пыхтеть всерьез,

А потом как разошелся -

И поехал, и повез!

Сбили шкаф, упало кресло.

Стало нам в квартире тесно...

Огромную радость и «паповозу», и маленькому пассажиру доставят всевозможные игры на коленках, «лошадки» на папиных плечах и веселые забавы с подскоками. Папа усаживает малыша на колени, подбрасывает вверх, раскачивает из стороны в сторону, приговаривая:

Поехали с орехами на бочке, на бочке,

По ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По оврагам, по оврагам,

По ухабам, по ухабам,

На высо-о-окую горку,

В ямку бух!

На последних словах колени раздвигаются, и малыш с хохотом «падает» в ямку. Конечно, при этом его нужно придерживать за ручки.

Как это работает: катание на папе-«лошадке» — это еще и развивающая игра. Сидя на папиных плечах, малыш получает больший обзор, видит привычную комнату в совершенно новом, необычном ракурсе, что дает ему пищу для ума. Кроме того, для малыша — это своего рода урок веселой физкультуры, помогающий развить ловкость, координацию движений, научиться управлять своим телом. Ведь положение крохи на сильных папиных плечах не очень устойчивое. Следовательно, маленький всадник прикладывает усилия, чтобы удержать равновесие. А для папы — это прекрасная возможность пообщаться, доставить ему радость и удовольствие.

Игра «Забавное многоборье» А не устроить ли нам смешные соревнования? Именно смешные, потому что серьезные состязания пока не для малыша. Он еще не умеет с достоинством проигрывать. И если у папы все время будет получаться что-то лучше, чем у него, непременно расстроится. Поэтому играем не ради выигрыша, а просто ради веселья. Итак, состязание первое. Ставим на пол банку с широким горлышком, выдаем каждому игроку по 10 горошин или фасолин. Задача игрока — стоя в полный рост над бутылкой, бросать горошины по одной вниз, стараясь забросить их в бутылку. Кто сделает это точнее: папа или малыш? Состязание второе: помещаем на некотором расстоянии от себя небольшую картонную коробку или любую другую подходящую емкость и бросаем в нее прищепки. Состязание третье: фрисби. Обозначим площадку на полу, расстелив полотенце. Стараемся метнуть одноразовую бумажную или пластиковую тарелку так, чтобы она приземлилась точно на полотенце. И, наконец, состязание четвертое: бег паучков. Покажите малышу, как можно в считанные секунды превратиться в паучка: сядьте на пол, обопритесь об пол руками за спиной, приподнимитесь на руках и ногах и... побежали! Сначала вперед, а потом и назад. А затем поучите малыша ходить на руках, держа его за ноги.

Как это работает: любое подобное упражнение — это тренировка моторики, координации движений, глазомера, ловкости.

Игра «Веселые забавы». Можно сесть с малышом друг напротив друга и катать мячик друг другу. Можно учиться бросать и ловить мяч руками.

Умение бросать мяч — важный навык. Обратите внимание ребенка, что бросать мяч можно по-разному: из-за головы, от груди, снизу вверх, двумя руками, только левой или только правой. Постепенно осваивайте все способы и совершенствуйтесь в них. Не менее важно научить малыша ловить мяч. Начинайте с маленького расстояния, почти вкладывая мячик в руки крохи, потом увеличивайте расстояние. Важно подобрать подходящий мяч. Он должен быть достаточно большой, но при этом легкий. Хорошо подойдет немного спущенный пляжный мячик, который малышу будет удобно ловить и удерживать в ручках. А можно и в футбол поиграть. Эта игра нравится, не только мальчишкам. Девочкам тоже доставит немалое удовольствие толкать мяч ногой на радость папе. Такое упражнение хорошо развивает координацию и чувство равновесия. А воротами будут по очереди папины ноги и ноги малыша. Сначала малыш забивает мяч в папины ворота, а потом кроха играет роль ворот. В качестве ворот можно использовать стул или табурет или выложить ворота из кубиков. Еще интересно сыграть в импровизированный баскетбол, стараясь попасть мячиком в стоящую на полу или на диване картонную коробку. А что, если построить из кубиков фигурки и сбивать их небольшим мячиком? Причем, мячик можно как катить, так и бросать.

Как это работает: Такая игра тренирует согласованную работу зрения и рук, развивает крупную и мелкую моторику и удовлетворяет присущую большинству малышей жажду «разрушений».

Игра «Наперстки». Для игры нам понадобится три разноцветных кружки или маленькие мисочки. На глазах у малыша спрячьте под одной из мисок печенье, конфету, яблоко или небольшую игрушку. Затем начинаем передвигать миски по кругу. Сможет ли малыш после ваших манипуляций сообразить, где спрятан предмет? Если угадал, печенье можно съесть (не забыв разделить его с папой), а игрушкой — поиграть. Если малыш легко справляется с заданием, попробуйте взять мисочки одного цвета. Сможет ли малыш теперь запомнить ту миску, под которой хитрый папа спрятал печенье?

Как это работает: потренируем умение малыша решать поставленную задачу и поразвиваем зрительно-двигательную координацию, внимание, память.

Для ребенка такие минутки, проведенные вместе с близким и любимым человеком, запомнятся на всю жизнь.

И станут поводом для гордости:вот он какой, мой папа!

Он может все!