Родителям
Обрнадзор РБ
ВСОКО |
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой ДОУ по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование. Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС дошкольного образования, в котором определены государственные гарантии качества образования. Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой ДОУ, заданным требованиям ФГОС и Программы в дошкольном образовании детей с НОДА направлено в первую очередь на оценивание созданных ДОУ условий в процессе образовательной деятельности. Внутренняя система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых ДОУ, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление ДОУ и т. д. Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДОУ на основе достижения детьми с НОДА планируемых результатов освоения Программы. Целевые ориентиры, представленные в Программе: • не подлежат непосредственной оценке; • не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей с НОДА; • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей с НОДА; • не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; • не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка. Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с НОДА с учетом сензитивных периодов в развитии. Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной программы ДОУ, реализуемой с участием детей с ОВЗ, должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: • педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; • детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; • карты развития ребенка с НОДА; • различные шкалы индивидуального развития ребенка с НОДА. Программа предоставляет ДОУ право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики. В соответствии со ФГОС дошкольного образования и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе: 1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка раннего и дошкольного возраста с НОДА; 2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка с НОДА в условиях современного постиндустриального общества; 3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для детей с НОДА; 4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов ДОУ в соответствии: • с разнообразием вариантов развития ребенка с НОДА в дошкольном детстве; • разнообразием вариантов образовательной и коррекционно-реабилитационной среды; • разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации. 5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного образования для детей с НОДА на уровне ДОУ, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны. Система оценки качества реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с НОДА на уровне ДОУ должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта. Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества: • диагностика развития ребенка раннего и дошкольного возраста с НОДА, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми с НОДА по Программе; • внутренняя оценка, самооценка ДОУ; • внешняя оценка ДОУ, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка. На уровне образовательной организации система оценки качества реализации Программы решает задачи: • повышения качества реализации программы дошкольного образования; • реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам адаптированной основной образовательной программы дошкольной организации; • обеспечения объективной экспертизы деятельности ДОУ в процессе оценки качества адаптированной программы дошкольного образования детей с НОДА; • задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого ДОУ; • создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием обучающихся с НОДА. Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в ДОУ является оценка качества психолого-педагогических условий реализации, адаптированной основной образовательной программы, и именно психолого-педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне ДОУ. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы. Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором непосредственно участвует ребенок с НОДА, его семья и педагогический коллектив ДОУ. Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации ДОУ материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над АООП, которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для изменений адаптированной основной образовательной программы, корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности. Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности ДОУ, предоставляя обратную связь о качестве образовательных процессов ДОУ. Система оценки качества дошкольного образования: • должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других условий реализации, адаптированной основной образовательной программы в ДОУ в пяти образовательных областях, определенных Стандартом; • учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным образованием со стороны семьи ребенка; • исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте оценки работы ДОУ; • исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов дошкольного образования; • способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка с НОДА, семьи, педагогов, общества и государства; • включает как оценку педагогами ДОУ собственной работы, так и независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении; • использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в ДОУ, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания. |